Спецпроект

«Богатство ко многому обязывает»

11 декабря

«НВ» продолжает цикл публикаций «Уроки немецкого» – спецпроект нашего международного обозревателя Михаила Тюркина, который вернулся из Германии, где проходил длительную стажировку. На четвертом «Уроке немецкого» мы разбираем причины, по которым германским миллионерам присуща социальная совесть, а российским олигархам – социальная безответственность.

В любой стране элита играет роль крупнейшей столичной театральной труппы, с которой берут пример провинциальные артисты, режиссеры, сценаристы и даже буфетчики с гардеробщиками. Поэтому от того, как играют ее «актеры» и какие «спектакли» идут на подмостках, напрямую зависит «театральная жизнь» всего государства. Ведь элита – это наиболее влиятельные, могущественные, богатые и успешные представители страны. Поэтому низы всегда невольно копируют поведение верхов, которые на личном примере показывают, какие человеческие качества помогают проложить кратчайший путь на вершину социальной лестницы. На сегодняшнем уроке, сравнивая культуру богатства в Германии и России, мы попробуем понять, почему немецкий миллионер в корне отличается от российского олигарха.


«Над вашими олигархами просто смеются!»

Неумная тяга к роскоши и гламуру, скупка вилл на Лазурном побережье и английских футбольных клубов, дикие загулы в Куршевеле, погружение в джакузи с шампанским в окружении молоденьких русалок – таков собирательный портрет наших богачей. И хотя среди крупных предпринимателей в России попадаются совестливые меценаты, они лишь исключения, которые подтверждают правило. «У кого нет миллиарда, те могут идти в ж…» – одной этой емкой фразы, случайно оброненной девелопером Сергеем Полонским, достаточно для понимания нравственных идеалов российских «элитариев».

Порой складывается ощущение, что наши олигархи, большинство из которых родом из СССР, еще в босоногом детстве свято уверовали в стереотипы советской пропаганды. Вспомните, какими рисовала коммунистическая печать западных «капиталистических кровососов»! С карикатур в журнале «Крокодил» смотрели самодовольные буржуины в цилиндрах и с сигарами в зубах, нещадно эксплуатирующие трудящихся и скупающие пачками лимузины, яхты и роскошные особняки. Читая в газете «Правда» об их нравах, молодые представители советской номенклатуры, похоже, приняли сатирические образы за чистую монету и, разбогатев, стали с ученическим рвением копировать поведение виртуальных персонажей.

С тех пор прошло более двух десятилетий. И что же? Ввиду своего низкого культурного уровня новоявленные российские богачи так и не поняли, как на самом деле устроен Запад. Поэтому все попытки наших олигархов купить себе места в западной элите к успеху не привели. На наших нуворишей в Европе смотрят так, как породистая гончая – на безродную, но много о себе возомнившую дворняжку.

– Прошлой зимой я отдыхал в Австрии на горнолыжном курорте, и самым ярким впечатлением стала встреча с вашими олигархами, – усмехается мой знакомый фленсбургский предприниматель Фридрих Ганзен. – Раньше я думал, что наша желтая пресса сочиняет всякие небылицы, но теперь понимаю: нас держат в слепом неведении. Богачи из России катаются на лыжах, инкрустированных золотом и драгоценными камнями. Вечером эти толстые, лысеющие типы напиваются в обнимку с облаченными в меха «куклами Барби». Наверняка они думают, что европейцы им завидуют. Пусть не обольщаются: над ними просто смеются!


«Мне придется всю жизнь подстраивать под «мерседес»

В отличие от современной России, в Германии сложилась утонченная «культура богатства», которая накладывает на владельцев больших состояний и огромные социальные ограничения. Миллионеры здесь живут в скромных (по российским меркам) домах, ездят на простых машинах, одеваются дешево, но со вкусом и не демонстрируют свой элитарный статус.

Интересно сравнить, как выглядят поселения питерских богачей в Сестрорецке и элитный район Бланкенезе в Гамбурге. В России элитные районы состоят сплошь из гигантских хором в стиле «бандитский ренессанс», причем владелец каждого особняка из кожи вон лезет, чтобы утереть нос соседу. Отсюда берутся все эти архитектурные извращения – нелепые башенки, ажурная лепнина, массивные римские колонны и претенциозные фонари. Но особенно забавляют гигантские заборы, которые выдают страхи хоромовладельцев перед своим народом и служат косвенным признанием: «Наше состояние нажито нечестным путем!»

В Германии же богачи обитают в примерно похожих друг на друга скромных, но изящных особняках. Не принято здесь и прятаться за высокими кирпичными заборами с колючей проволокой – при желании любой прохожий может спокойно попасть на территорию самого роскошного поместья. Тем самым немецкие миллионеры транслируют вовне важнейшую мысль: «Нам, как честным людям, скрывать нечего. Мы точно такие же члены немецкого общества, как любой Петер и Ганс».

Вообще, Германия изнутри производит впечатление жесткой иерархической структуры, где каждый сверчок знает свой шесток и где каждое сообщество, включая миллионеров, живет согласно неписаному своду правил. Помню, как я рассказал одному немецкому чиновнику о его питерском коллеге из Морского регистра, который приехал в Германию покупать подержанный «мерседес».

– Видимо, ваши госслужащие неплохо зарабатывают, раз могут приобрести такие игрушки, – с иронией в голосе произнес мой собеседник.

– А вы разве не можете себе позволить «мерседес»? – удивился я.

– Купить-то его я, положим, куплю, – ответил чиновник. – Но в этом случае мне всю свою жизнь придется подстраивать под этот «мерседес».


«Репутация – важнейший актив» 

Наверное, столь разительные отличия в поведении наших олигархов и немецких миллионеров можно объяснить историческими условиями, в которых в России и Германии шло формирование бизнес-элиты. Ведь кто у нас составляет «золотую сотню» журнала Forbes? Главным образом это беззаботные любители гламурной жизни, на которых в ходе «большого хапка» свалились лакомые куски госсобственности, особенно в сырьевых отраслях. Они живут одним днем по принципу: «Увидел – приватизировал – вывел в офшор», чураются долгосрочного планирования, относятся к родной стране как к дойной корове и держат на Западе капиталы, детей, жен и любовниц. Откуда у этих персонажей возьмется социальная совесть? Для них население России – «неэффективные лохи», которых для обслуживания трубы много и не нужно. 

В Германии же предпринимательская верхушка рекрутируется главным образом из среды владельцев сетей дешевых супермаркетов и директоров крупных концернов, работающих в реальном секторе. Истинная страсть этих людей – успех того Дела, которому они отдали свой труд, здоровье и душевные сил. Они планируют свои дела на десятилетия вперед и ассоциируют себя с собственной страной. Поэтому неудивительно, что крупные немецкие бизнесмены тратят баснословные суммы на благотворительные фонды, помогая инвалидам, матерям-одиночкам, одаренным детям из бедных семей и жителям нищих стран Африки. 

– Занимаясь благотворительностью, вы инвестируете в свою репутацию, которая на самом деле – ценнейший актив, – размышляет фленсбургский предприниматель Фридрих Хайнеке. – С вами хочется иметь дело серьезным людям. Сегодня вы потратили лишний миллион на строительство больниц? Прекрасно! Дальновидный бизнесмен, задумывающийся о своем будущем, отлично понимает, что эти вложения потом вернутся с лихвой.

Впрочем, добрая половина немецких богачей относится к наследникам богатых купеческих и аристократических династий. Они с детства живут на широкую ногу, и их трудно удивить такими «игрушками Абрамовича», как средневековые замки, прогулочные самолеты или костюмы от Версаче. Нет, отпрыски славных фамилий вовсе не чураются самоутверждения – просто они стремятся реализовать свои амбиции в нематериальной плоскости. Немецкие богачи стремятся жить необычной жизнью, гордятся своей «социальной ангажированностью» и любят эпатировать публику политическими заявлениями. Но при всей своей демократичности от германского миллионера всегда исходит едва уловимый аристократический шик – высший пилотаж элитарного поведения, которому западная верхушка училась десятилетиями. 

– Быть богатым не значит иметь много денег, – полагает Фридрих Хайнеке. – Богатство ко многому обязывает. В конце концов, мы сколотили наше состояние благодаря тем условиям, которые создало немецкое общество. Поэтому наш долг – помогать тем, кому повезло чуть меньше. 


личное дело

«Хочу подать пример богатым людям»

Найти подходящего учителя для этого урока во Фленсбурге оказалось непосильной задачей – в небольшом провинциальном городке не оказалось ни одного миллионера. Тогда на помощь пришел ближайший мегаполис – Гамбург, где живет и работает Петер КРЕМЕР, входящий в сотню самых богатых людей ФРГ. Президент крупнейшей в мире судоходной компании Marine Service, он более известен в Германии как увлеченный благотворитель, жертвующий миллионы евро в пользу детей Африки.

Мы встретились с Петером Кремером в его офисе, расположенном в небольшом закоулке рядом с Гамбургским портом. Глядя на невысокое здание и нарочито скромные интерьеры, трудно поверить, что здесь располагается штаб-квартира одной из богатейших компаний Германии. Тем не менее факты – вещь упрямая: Marine Service считается крупнейшей в мире судоходной фирмой и владеет 34 танкерами, которые перевозят нефть, сжиженный газ и химикалии.

Выбиться в мировые лидеры эта компания смогла исключительно благодаря предпринимательским талантам господина Кремера. Откуда они взялись – он сам до конца не знает, ведь унаследовать Marine Service должен был его старший брат. Однако тот скоропостижно скончался в 1982 году, и место у штурвала досталось именно ему. Надо сказать, что на капитанский мостик Петер Кремер заступил не в самые благополучные времена – в 1980-е годы «семейный корабль» шел на дно из-за бушевавшего тогда кризиса в отрасли. Но господин Кремер, пойдя против воли отца, продал часть судов и вскоре спас предприятие от банкротства.

Теперь, когда дела фирмы не первый год идут успешно, можно бы и расслабиться, пожить в свое удовольствие. Господин Кремер именно так и поступает, только для него удовольствие – не вечеринки на борту роскошной яхты и не азартные игры в казино Монте-Карло. В глазах мультимиллионера зажигаются озорные огоньки, когда он рассказывает о своей благотворительной деятельности.

 – Я далек от глупой фантазии, что в одиночку смогу изменить мир, но сделать его чуточку лучше вполне реально, – говорит 62-летний предприниматель. – Я родился в состоятельной семье: ни в чем не нуждался, ходил в хорошую школу и мог изучать в университете юриспруденцию. Теперь, когда в профессиональном плане я достиг вершины, пора вернуть свой долг обществу. Мне хочется подать пример другим богатым людям.

Пример, подаваемый господином Кремером, действительно достоин подражания: в 2004 году он основал масштабную благотворительную программу «Школы для Африки». В кабинете судовладельца висит портрет Нельсона Манделы, его давнего знакомого. Именно первый чернокожий президент ЮАР в свое время вдохновил Петера Кремера пожертвовать миллионы евро на строительство сотен школ и подготовку тысяч учителей в Анголе, Мозамбике, Руанде, Малави и других африканских странах. И теперь миллионы детишек с Черного континента, как не без гордости говорит благотворитель, получили путевки в будущее.

– Наше колониальное господство над Африкой продолжается уже пятьсот лет, – Петер Кремер размышляет как заправский левый интеллектуал. – Поэтому Запад должен помогать Черному континенту, погрязшему в нищете и болезнях. 

А как же быть с бедностью в Германии и других странах Запада? Неужели в благополучной Европе совсем некому помогать? Петер Кремер соглашается, что даже в богатой ФРГ полно обездоленных людей, и предлагает решить проблему радикально – в разы повысить налоги на наследство и частные состояния.

– Даже на родине капитализма, в Великобритании, эти налоги в пять раз выше, чем у нас в Германии, – возмущается судовладелец. – Я считаю, что это несправедливо! И я готов лично нести дополнительную нагрузку, если к моим словам прислушаются политики.

За грозные речи на тему социальной справедливости, достойные оратора на коммунистическом митинге, коллеги-бизнесмены даже прозвали Петра Кремера «красным судовладельцем». Доля истины тут есть – владелец Marine Service известен во всей Германии как человек, который поддерживает левые политические инициативы. В 2003 году он профинансировал крупнейший в Берлине митинг противников иракской войны и затем основал фонд в поддержку демократии и международного права, призванный продвигать пацифистское мировоззрение.

 – Моя социальная активность родом из детства, – вспоминает господин Кремер. – Каждое Рождество нас с братом закидывали дорогими подарками. Конечно, любому ребенку приятно получить новую игрушку, но не в таких же количествах! А однажды я увидел по телевидению передачу о голоде в Африке, после чего стал ходить по гамбургским церквям и собирать деньги в пользу африканских детей. Уже в первый раз, помню, мне удалось собрать тысячу немецких марок и перевести их на счет Красного Креста. Затем, в конце 1960-х годов, в Германии поднялась молодежная революция, в которой я принял участие, став одним из организаторов крупнейшей в Гамбурге демонстрации школьников.

Во время нынешнего финансового кризиса Петер Кремер потерял три четверти своего состояния – настоящая трагедия для прожженного дельца! Но гамбургский бизнесмен, в отличие от многих своих российских коллег, совсем не переживает по этому поводу и излучает оптимизм.

– Я много читал в газетах о выходках ваших олигархов, – признается «красный судовладелец». – Россия – страна с богатейшими культурными традициями, но сегодня у вас сложился дикий капитализм, как в Америке XIX века. Мне кажется, что ваши богачи, стремящиеся к показной роскоши, и сами не подозревают, насколько они несчастны и как бессмысленна их жизнь. Счастливой бывает только та страна, в которой люди независимо от толщины кошелька живут по принципу «мы все – одна семья».

 

Михаила Тюркина
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.01
0.118 (-0.13%)
Курс Евро
98.72
0.011 (0.01%)
Погода
Сегодня,
27 апреля
суббота
+12
Ясно
28 апреля
воскресенье
+13
Слабый дождь
29 апреля
понедельник
+16
Облачно