Мнения и комментарии

«Битва за Арктику» становится всё актуальнее

25 ноября

Тема Арктики с каждым месяцем всё больше будоражит умы аналитиков. Страны, граничащие с Ледовым континентом, вовсю уточняют свои арктические границы, а эксперты говорят о приближении «битвы за Арктику». В России, в свою очередь, начали создавать специальное министерство по делам Арктики.

Основные игроки-конкуренты на арктическом поле понятны: со стороны Американского континента это США и Канада, с европейской стороны – Норвегия и Россия. Кроме того, огромный интерес к этому региону сейчас проявляет и Китай, хотя он с Арктикой не граничит.

Причины же возрастающей конкуренции двояки: с одной стороны, это ресурсы – разработка перспективных шельфов и расширение сырьевой базы, с другой – Северный морской путь как транспортный коридор, альтернативный гораздо более длинным торговым путям в обход Африки.

Для России же Арктика – это ещё и крайне серьёзный вопрос безопасности. Сами понимаете, наши арктические границы проходят вблизи Соединённых Штатов. А по состоянию на 2006 год, в результате сокращения Вооружённых сил мы потеряли там огромный потенциал противовоздушной обороны, включая и авиационную, и ракетную составляющую. Мы тогда остались практически беззащитными перед ударом, который нам могли в любой момент нанести через полюс.

Так что сейчас мы исправляем ошибки прошлого, и восстановление оборонного потенциала сегодня касается в том числе и наращивания военного присутствия России в Арктике. Это важный элемент национальной безопасности, до которого долгое время «не доходили руки».

Впрочем, несмотря на все ошибки и отступления, российское присутствие в Арктике и на сегодня весьма велико. Там находится наш крупный судостроительный кластер – в Северодвинске и Архангельске. Именно там создаётся основа российского подводного флота – новейшие атомные подводные лодки типа «Ясень», а также самые современные дизель-электрические лодки. На этих же мощностях производится и ремонт гражданских судов. А военная инфраструктура представлена в основном небольшими военными частями, которые будут расширяться. Это и ВМФ, и сухопутные войска, и авиационные, ну и, конечно, пограничные. Всё это делается в том числе и для повышения безопасности Северного морского пути, который сейчас начинает осознаваться как один из экономических приоритетов развития России.

И речь здесь идёт не просто о поддержании и защите коридора в ледовых полях. Если движение по Северному морскому пути развернётся всерьёз, это сулит большой экономический рост многим прибрежным регионам, вдоль которых он пролегает. Это и развитие портовой инфраструктуры, и создание мультимодальных терминалов по переносу грузов с морского транспорта на железнодорожный или речной. Это и в целом развитие сети транспортных коридоров между Транссибом и побережьем Северного Ледовитого океана. Северный морской путь – это не только сама дорога по морю, это крупный транспортно-логистический проект. Он может стать «позвоночником», к которому будут крепиться многочисленные «рёбра».

Если мы будем двигаться в этом перспективном направлении, то сможем существенно оживить экономику многих наших северных регионов, которые пока что существуют лишь в качестве сырьевых придатков, и всерьёз повысить уровень жизни местного населения.

У России есть все физические предпосылки для того, чтобы иметь в Арктике преимущество, остаётся только всерьёз заняться этим на уровне экономики.

Ну и, как уже было сказано, Арктический шельф – это ресурсы. С учётом внешних санкций, нам сейчас нужно обратить серьёзное внимание на развитие технологий их добычи. Чтобы мы ни говорили про сырьевую иглу, она всё равно толще и длиннее, чем многим у нас кажется.

 

Пока даже первичные технологии добычи углеводородов из подводных и подземных естественных резервуаров мы преимущественно покупаем за рубежом – в Канаде, Норвегии. И санкции – отличный повод поискать альтернативу внутри нашей страны. А эта альтернатива есть – в том же Петербурге имеются разработчики, которые давно предлагают оригинальные инженерные решения по разведке и добыче сырья.



Александр Пылаев, главный редактор журнала «Экспертный союз»
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.13
0.374 (-0.41%)
Курс Евро
98.71
0.204 (-0.21%)
Погода
Сегодня,
26 апреля
пятница
+8
Слабый дождь
27 апреля
суббота
+12
Ясно
28 апреля
воскресенье
+13
Слабый дождь