Культура

Алла Довлатова: «Артистам специально расшатывают нервы»

23 октября

 

Успешная, молодая, активная, всегда на подъеме – актриса театра и кино, популярная радио- и телеведущая Алла Довлатова (шоу «Подсолнухи» на «Русском радио», программа «Космополитен. Видеоверсия» на ТНТ и «Девчата» на канале «Россия»)  24 октября предстанет на сцене ДК «Выборгский» в качестве исполнительницы главной роли в новом спектакле «Здравствуйте, я ваша теща!». Сыграет Алла героиню, которая очень хочет выйти замуж и ради этого пускается на всяческие хитрости. Эта роль давалась актрисе на сопротивлении: сама она в жизни лишена коварства, человек открытый, доверчивый, часто действует больше по зову сердца и души, нежели расчета.


 – Алла, вы часто наведываетесь из Москвы в родной Питер?

 – Стараюсь бывать чаще. Тут живут мои родители. На днях приезжала, чтобы сняться на Пятом канале в передаче «Клуб знаменитых хулиганов». Я там была героем, меня расспрашивали о том, как я в школе хулиганила.

 – Вы слывете задорным и веселым человеком. Но неужели способны на настоящее хулиганство?

 – Способна! Во мне уживаются какие-то правильные вещи и не очень. Я помню, возглавляла пионерскую дружину в седьмом классе. И привлекла туда мощный костяк – всех своих друзей. Однажды мы все не выучили урок. Что делать? Я срочно собираю совет дружины – сидим с клюшками, с гитарами, имитируем важный сбор. Так мы избежали двоек. А однажды вылезли из окна пионерской на крышу перемычки между школьными зданиями и бегали там, бросаясь снежками. Было очень весело. Но после этого меня выгнали из председателей дружины.

 – Ваш компанейский характер помогает в жизни?

 – И помогает, и мешает. Когда я общаюсь с адекватными людьми, то все отлично. Но иной раз я людей раздражаю тем, что не прячусь ни в какие коконы, а предстаю такой, какая я есть. Я росла в благоприятной обстановке: и родители, и бабушка воспитывали меня с любовью, мною занимались, меня баловали. И у меня не было комплексов. Я никогда не думала что-то скрывать от родных. Сопротивление было окружающему миру. Я грубила, хамила, возмущалась глупыми замечаниями учителей. Меня спрашивали: «Почему я хожу в школу с накрашенными ногтями?» Я считала это идиотским вопросом. Мне всегда хотелось нравиться мальчикам – поэтому я красила ногти, подкрашивала губы блеском.

 – Ваши дети тоже растут раскованными?

 – Младшая, мне кажется, больше похожа на меня – такая же категоричная, несговорчивая. А вот старшая Даша мудростью и спокойствием обладала уже в четыре года. Помню, она запретила мне выяснять отношения с пожилой воспитательницей, которая никак не отреагировала на то, что Даша на прогулке промочила ноги и заболела. Даша сказала мне: «Мама, ничего не говори воспитательнице. Она будет издеваться надо мной, и я не смогу ходить в этот садик». И я сдержала свой пыл – не поехала «рвать» тетеньку на британский флаг. Позднее корректно объяснилась с воспитательницей, и та не обиделась. Убедилась, что дети тоже могут воспитывать своих родителей. А я мама богатая – у меня их трое.

 – Вы много играете в театре. Ведете программы на радио, на телевидении. Где больше нагрузка и где сильнее любовь?

 – Любовь ко всем моим занятиям одинакова. Но легче мне на радио. Я там 20 лет, все знаю и скорее отдыхаю, чем работаю, просто как рыба в воде. Мастер-класс могу давать! Не волнуюсь перед эфиром, хотя и приступила к новому жанру – разговорному ток-шоу на «Маяке». На телевидении, несмотря на то что я там давно и вела разные программы, я волнуюсь больше и чувствую, что мне есть куда расти. Там интереснее. Так же и с театром. В спектакле «Здравствуйте, я ваша теща!» можно увидеть мой рост как актрисы. Это очень смешной спектакль, комедия положений. А в двух других спектаклях – трагикомедии «Кто последний за любовью?» и комедии «Как стать желанной» – я раскрываюсь уже больше как драматическая актриса. Люблю все эти спектакли.

 – Вы предпочитаете антрепризы?

 – Мне нравится играть для широкой публики. Все-таки на Еврипида сегодня мало кто пойдет. Я очень люблю смотреть в зал по окончании представления. Только тогда видишь глаза и получаешь ту энергию и ту благодарность за работу, ради которых и выходишь на сцену. И очень обидно бывает, а это случается чаще всего в Москве, когда зрители, не дождавшись выхода артистов на поклоны, уходят, спешат в гардероб. Но в Питере такого нет, что приятно.

 – Вы учились на курсе у режиссера Игоря Владимирова…

 – Я не только курс окончила у Игоря Петровича, я еще год занималась с ним индивидуально. Он не любил красавиц писаных, искал особинку, изюминку в актрисе, что-то смешное и непосредственное. Я горжусь, что он меня выбрал. Я взяла у него интервью – я тогда на радио работала и училась на третьем курсе журналистики, попутно уже в рекламе на телевидении снималась. Позвонила ему спросить мнение об интервью, а он мне встречный вопрос: «Это ты в телевизоре мелькала?» – «Да». – «А ну-ка живо ко мне».

 – А вы не мечтали об актерской профессии?

 – Не могу так сказать. Я пришла поступать в театральный институт после школы – на курс к Вениамину Фильштинскому. Явилась в коротеньком обтягивающем платьице, ну просто конфетка. Он посмотрел на меня с интересом и спросил, почему я решила стать актрисой? Я сказала, что очень люблю театр, фанатка БДТ и Театра имени Ленсовета, обожаю Георгия Товстоногова, хочу дотянуться до своих кумиров – Алисы Фрейндлих, Владислава Стржельчика, Евгения Лебедева, Ларисы Луппиан, Сергея Мигицко, хочу быть с ними на одной волне. Педагог просто посерел при этих словах и сказал: «Да вы бездарная! Вас на пушечный выстрел нельзя пускать к театральному институту!» Вот потому, когда Игорь Петрович стал уверять, что мне надо обязательно заниматься, что я талантливая и он в этом никогда не ошибается, я сказала: «Нет!»

 – А говорите – без комплексов!

 – Каюсь, был. Во мне его поселил Фильштинский. Но я очень благодарна, что он сказал о моей бездарности. И естественно, в миллион раз я больше благодарна Владимирову, что он меня от этого комплекса избавил. Игорь Петрович сказал мне, что талант – это только 5 процентов способностей, остальное – труд и труд. Рассказывал про Книппер-Чехову, про МХАТ, про себя, про то, как строил свой театр, как ему было тяжело, как он создал Алису Бруновну. Мне это было безумно интересно как журналисту. Мы начали репетировать у него дома пьесу на двоих... Но потом он женился на молодой талантливой актрисе Инессе Перелыгиной, которую нашел в Таллинском театре драмы. Ей тогда было под тридцать, и она была настолько хороша, что, конечно, Игорь Петрович переключился исключительно на нее, начал ставить с ней пьесу «Двуглавый орел». А мне сказал: ну подожди, потом сделаем, поучись пока в институте.

 – Ваш сценический дуэт так и не состоялся?

 – Думаю, у него потом просто сил не хватило. Заболел, мало бывал в институте, в театре. Но все, что ни делается, – к лучшему. Если бы я оказалась у Игоря Петровича на три года раньше, я бы осталась в театре, не вылетела бы из-под его крыла. Но я ушла из Ленсовета, где Владимирова уже не было. И я действительно была последней его ученицей. Мне завидовал Дима Нагиев: «Ты за этот год окончила театральный институт! Если бы ты знала, в какое место ты ходишь!» Наверное, я была легкомысленна. Часто Владимиров говорил мне, что у него ощущение, будто он разговаривает с маленьким ребенком.

 – Кажется, вы и сейчас сохраняете наивность и непосредственность.

 – И не хочу это в себе терять. Мои качества Мастера забавляли, очаровывали, иногда раздражали, но в итоге обезоруживали. И значит, это правильно, это естественно. Значит, это должно оставаться всегда.

 – Однако вы вошли в большое телевидение, где надо иметь цепкие зубы, острые локти, циничный взгляд.

 – Циничности во мне нет. Наверное, от этого большее количество переживаний, чем нужно. И я сделала вывод, что не цепкие зубы и стальные нервы позволяют добиться успеха, а искреннее отношение к людям. Ко всем. Неважно, кто этот человек – администратор на программе или продюсер. Надо искать в каждом что-то прекрасное. Я столько лет проработала на «Русском радио», я искренне относилась к людям, независимо от того, какое кресло они занимали. И потому я получала удовольствие от этой работы. Я, конечно, бываю иногда несдержанной, могу сказать резкое и неприятное – хотя потом сто раз пожалею и извинюсь. Артисты – люди эмоциональные. Артистам даже специально расшатывают нервную систему, когда они еще учатся. В принципе в театр склонные к нервозности люди и приходят – нордических натур туда не принимают. Артисты – те же дети, только едят больше. Это цитата персонажа Владимира Долинского – артиста погорелого театра – из спектакля «Здравствуйте, я ваша теща!». На артистов не стоит обижаться, даже если они ведут себя неадекватно. Им надо все заранее прощать.


 

Беседовала Елена Добрякова. Фото Александра Гальперина
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.51
0.786 (-0.85%)
Курс Евро
98.91
0.649 (-0.66%)
Погода
Сегодня,
25 апреля
четверг
+4
Умеренный дождь
26 апреля
пятница
+8
Слабый дождь
27 апреля
суббота
+11
Облачно